Проект концепции образования для Родовых поселений

pic39.jpgМне 46 лет, физик, математик, живу в Санкт-Петербурге, профессионально занимаюсь разработкой систем опережающего образования с 1985 года. В 80-90-е гг не только был близко знаком с большинством учителей-новаторов, но и активно участвовал в образовательных проектах, составляющих реальную альтернативу сложившейся системе образования.

Был директором двух школ (частной и государственной), возглавлял сектор экспертизы инновационных школ в областном комитете по образованию, руководил сетью частных образовательных лагерей, в соавторстве с братом издал учебное пособие "Россия во времени: древняя история сибирских и славянских народов" (изд."Вече", 1997г), разработал ряд образовательных проектов и концепций авторских школ в Западной Сибири.

pic40.jpgЕсли предлагаемая концепция будет интересна организаторам и участникам Родовых поселений, с радостью включусь в её конкретную разработку (сейчас я обозначил только контур проекта) под реальные потребности участников и главное - в практическую реализацию в одном из поселений, которое необходимо выбрать в качестве базового для этой программы.

Результатом реализации данного проекта станет:
° качественное усиление Родовых поселений на основании расширения поля выбора направлений развития его участников;
° обеспечение надежной трансляции духовного и культурного содержания самого проекта "Звенящие кедры России";
° построение образовательной концепции прорыва идеологии России - от тупиковой концепции Общества Потребления - к формированию Общества Созидания.

pic41.jpgСчитаю, что время локальных экспериментов прошло. Опыт отдельных поселений, включая бесценный опыт М.П.Щетинина, должен выйти на новый этап осмысления и реализации - через построение собственной системы образования, эффективной, хорошо организованной, с ярким содержанием, обеспечивающим нашим детям любые возможности дальнейшего развития.


ЧАСТЬ 1


КРАТКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РОДОВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

Построение собственной системы образования – насущная задача многих Родовых поселений. Строя общину, поселенцы сталкиваются с проблемой организации для своих детей качественного образования. Единение с природой, осознание своего предназначения, крепкие духовные основания – все это подталкивает к непрерывному развитию, овладению Знаниями, органичному включению в этот нескончаемый процесс детей. Выстраивание своего образа жизни – это ядро Образования, понимаемого не как «ясли – детсад – школа – вуз», но прежде всего как включенность в сферу развития Духа, Мышления и Деятельности.

pic42.jpgСовременная Россия глубоко больна идеей построения Общества Потребления. Вырастить истинную модель развития России, эффективный образец Общества Творческого Созидания, Общества Мышления и Деятельности возможно в локальных сообществах духовно развитых людей. Такими сообществами выступают сегодня Родовые поселения.

Система образования в России практически разрушена. Это показывают исследования международных институтов, это понимают политические лидеры, многочисленные эксперты. Министр образования и науки после проведения последнего ЕГЭ обвинил в низком качестве знаний учителей России. Но у нас нет других учителей. И пока нет другого министра. Пользоваться этой системой гораздо опаснее, чем покупать отравленные нитратами овощи на рынке.

Задача построения собственного эффективного образовательного комплекса для детей и взрослых может стать важнейшей из задач Родового поселения. Придумывание и реализация для себя и своих детей качественного образования может выступить не только увлекательным совместным проектом, но и механизмом развития Родового поместья. Кроме того, само поселение, имеющее собственную эффективную систему образования, станет более привлекательным для интересных, неравнодушных людей. Ведь многих в крупном городе удерживает подобие качественного образования детей, либо мечта о нем.

pic43.jpgЛюбой настоящий образовательный проект – произведение штучное, не штампованное. Для его «производства» требуется знание ситуации, реальных потребностей участников. Более того, разработка проекта предполагает включенность в этот процесс самих будущих его участников. Краткая концепция предполагает описание самых общих особенностей образовательного проекта Родового поселения.

От «школы зубрежки» к «Школе Мышления и Знания»:
1) Ведущее содержание образования – совместное духовное развитие. Под образованием мы понимаем всю сферу развития мышления и деятельности. Главная задача образования – развитие человеческого сознания, индивидуального и коллективного.

2) Это не означает, что необходимо игнорировать государственный образовательный стандарт, основанный на информации (примитивных сведениях о мире и отработке простейших навыков). Более того, человек с развитым сознанием при наличии желания осваивает любые предметные программы в кратчайшие сроки. Наш практический опыт показал реальную возможность освоения «госстандарта» в объеме основной школы за 4 года вместо 11 – без перегрузок и в удовольствие. При этом высвобождалась масса времени на более полезные дела: на новые предметы, на укрепление здоровья, на Созидательный труд.

3) Учебную стратегию можно выстроить как поэтапное движение от Мышления к Знанию – в отличие от современного традиционного подхода, когда осуществляется движение от получения информации и примитивных сведений об «окружающем мире» (страшноватый термин!..) к отработке навыков по бессмысленной переработке этой информации. Наиболее благодатное время для развития Мышления и Творческих Способностей – с 6 до 11 лет. В этот период особенно опасно погружать учащегося в безумный процесс накачки чуждой ему информацией. В этот же период времени ученик овладевает Учебной Деятельностью, особой общей способностью к обучению. В дальнейшем эта «обучаемость» позволит осваивать любой учебный предмет в разы быстрее, чем это принято в обычной школе. На освоение очередной темы может уходить не учебная «четверть», а четверть часа.

4) Важнейшим принципом проекта может стать совместная деятельность детей разных возрастов и взрослых - за рамками собственно учебного процесса. Есть интересный опыт организации такой деятельности. Кроме того, высвободившееся от рутинной зубрежки время можно использовать на организацию разнообразных полезных подготовок, спланированных совместно.

5) Школа Родового поселения не может быть устроена на основании бесчеловечной классно-урочной системы, доставшейся нам в наследство от 17 века. Принцип организации учебного процесса может быть совершенно иным, с использованием самых современных технологий. Многое в части создания новых форм обучения создал М.П.Щетинин. Один из возможных вариантов организации учебного процесса без классно-урочной системы нами был опробован в 90-х гг и показал высокую эффективность (кроме того был получен ответ на вопрос – как организовать качественное обучение в малокомплектной школе, когда не хватает квалифицированных специалистов). Характер образовательных задач, решаемых учащимся, зависит не от его «паспортного» возраста, привязывающего ребенка к определенному «классу» и месту за партой, а от уровня развития его Мышления, от его жизненной позиции.

6) Сетевая организация образования, использование дистанционных форм. Достижения одного поселения могут работать на усиления другого. Высоко эффективными могут оказаться периодические общие сборы участников в условиях совместных тематических образовательных лагерей.

7) Предметное наполнение проекта разрабатывается индивидуально. Надо ли изучать в совершенстве иностранные языки, философию, медицину, требуются ли какие-то специальные подготовки – каждое поселение (и даже каждый участник) сможет определиться с этими вопросами самостоятельно. Но ряд учебных предметов требует самого очевидного ремонта:

• Русский язык дополняется своим базисом – теорией происхождения. После революционных научных открытий, касающихся природы праязыка, игнорировать их в учебных программах невозможно. Многокорневая основа русского языка, активно открывающая нам сегодня тайны мироздания, является важнейшей образовательной практикой. Привычные слова, «переведенные» с русского на русский, приобретают новые смыслы. Сам русский язык предстаёт впервые открытой книгой, по которой мы учимся не только говорить, мыслить, но и жить.

• История не только переосмысливается с позиций новых знаний, из неё удаляется ложная информация. Добавляется важный раздел: «Древняя история славянских и сибирских народов». Главная задача – постановка исторического мышления.

• Литература требует коренной трансформации. Фактически этот предмет необходимо строить с нулевого цикла. Сегодняшний школьный предмет под тем же названием имеет научное название «Изучение мнений критиков по поводу литературных произведений». Государственные тесты по «литературе» не выдерживают критики. Настоящий учебный предмет «Литература» предваряется метапредметом «Осмысленное чтение», содержанием которого являются способы проникновения в тексты любой сложности и любой направленности – от газетных статей до философских трактатов. После «Осмысленного чтения» можно приступать к освоению художественных литературных произведений.

• Математика структурируется как практика постановки математического мышления – с одной стороны, и как учебный предмет – с другой. Математика как учебный предмет, важная и наиболее структурированная часть «Госстандарта» - это 27 «тем» учебного материала. Максимум времени, необходимого в среднем на тему – 1 месяц (повторимся – на самом деле часто хватает нескольких минут, но некоторые разделы достаточно ёмкие), т.е. всего на «госстандартную» математику требуется 27 месяцев.

• Биология, природоведение также требуют значительной переработки и переосмысления с учетом практического опыта поселенцев.

Данный проект – лишь поверхностное, краткое описание концепции. Более основательный текст занимает гораздо больше места. Считаю, что обсуждать более подробно возможные варианты сотрудничества имеет смысл после получения заинтересованных откликов. В частности, речь может идти о выращивании в одном из Родовых поселений базового образовательного комплекса, в котором могли бы сконцентрировать усилия авторы концепции.


ЧАСТЬ 2
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РОДОВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ
юридические, организационные аспекты и учебный процесс

1. Юридические основания
Для легального функционирования образовательной единицы необходимо создать НОУ (негосударственное образовательное учреждение) и получить лицензию на образовательную деятельность.

По практике процедура лицензирования занимает несколько месяцев даже у государственных образовательных учреждений, поэтому стартовый этап все проходят без лицензии. Реальная работа важнее.
Для получения лицензии необходимо выполнить ряд требований – в зависимости от специфики создаваемого учреждения. Как минимум, обычно это два заключения:

1. От Роспотребнадзора (СЭС) – это касается:
• режима работы (сочиняется как им надо),
• организации питания (вплоть до меню),
• расписания занятий (чтобы не было перегрузок),
• качества помещений (освещенность, вентиляция, оборудование…)
• и т.п.

2. От пожарных – это касается безопасности помещения для занятий. Предвижу здесь много сложностей, даже с технологией ЭкоДом. По опыту знаю, что 99% работают с пожарными через взятки. Я в Питере, будучи директором государственной школы, первым – по крайней мере в своем районе - прошел и Роспотребнадзор и пожарных без взяток, безупречно. Мало кто верил, что это возможно. Это была современная школа-новостройка, за полгода до старта, в феврале, строители получили 56 (!) замечаний от пожарных, причем такого характера, типа – «увеличить размер оконных проемов» и т.п. –когда школу уже сдавать надо было.

3.Сверх этого требуется:
• Предоставить учебные программы и т.д.- проверка на соответствие госстандарту
• обеспечить образовательный ценз преподавателей (дипломы соответствуют заявленным программам))
Я думаю, если создавать небольшой локальный проект, то все эти бюрократические заморочки я постепенно преодолею, некоторые требования выполним, некоторые обойдем, в общем, это не самое сложное, хотя время и нервы отнимает. У меня доходило, что работая директором частной школы, я более 70% времени тратил на взаимодействие с органами власти.

Можно ли работать без НОУ, на нелегальном положении? Это частично зависит от характера проекта (скажем, почти все репетиторы легко обходятся без лицензий и без НОУ, хотя явно занимаются образовательным процессом, деньги за это получают). Учащиеся в «нелегальной» школе могут числиться в любых гос.школах – как бы на домашнем обучении. Будем туда иногда приходить, сдавать экзамены. Или один раз придем, в 16 лет, за аттестатом.

Мой брат Владимир, опытный боец, занимающийся Родовым поместьем в Ростовской области, категорически против легализации – просто по опыту взаимодействия в органами власти. А он всю жизнь работал открыто, платил налоги и т.п. Теперь говорит - лучше штрафы платить, чем к ним на поклон бегать по каждому вопросу. В общем, на этот вопрос ответим вместе, во всяком случае здесь точно спешка не требуется. Если есть в команде юрист – ещё и с ним надо прочистить этот вопрос, т.к. законодательство – штука тонкая и изменчивая. Сейчас появляются новые организационно-правовые формы, которых раньше не было – уже не только образовательные учреждения, а образовательные организации появляются и т.п. Надо удерживать все эти нюансы.

2. Организация

pic44.jpgФормирование «команды». Размер команды неважен, важнее качество. «Настоящих буйных мало», а профессионалов ещё меньше. Я намерен предложить прежде всего обучение взрослого населения, т.е.родителей – из числа желающих освоить азы «Умного образования». Диплом значения не имеет. Да я уже по сайту сужу, что справимся своими силами, если не на 100%, то на 90. В крайнем случае будем периодически нужных специалистов привлекать на договорной основе.

Мы можем и должны ориентироваться не только на стандартный учебный план гос.школы. Мало ли что нам в голову придет изучать? Медицину? Астрофизику? Шахматы? Философию? Журналистику? Экономику? Языки? Архитектуру? По практике нашей частной школы учащиеся на определенном уровне развития внутренней мотивации начинают атаковать педагогов: «А почему мы испанский не изучаем?», «Я хочу философию осваивать» и т.п. Одно из решений – надо предлагать детям к освоению то, что знаем сами – строительное дело, теплотехнику, экономику – в том объеме, который вызывает у ребенка интерес.

Когда открывал частную школу в Сургуте – первые 2 месяца сам вел все предметы, а учителя сидели наравне с учениками и учились, потом оставил себе только математику и физкультуру, потом, через год, смог полностью высвободиться и тогда уже началась нормальная работа.

Время. Абстрактно, в идеале, хорошо бы иметь месяца три до запуска проекта – на обучение персонала, но понимаю, что реально все будет совмещено – складывание ситуации, строительство, обучение, битвы с нотариусами и т.п. Начало, собственно, будет положено уже на первой встрече. А там, с сентября постараемся разогнаться. По крайней мере, я пока буду строить планы свои и своей семьи, исходя из этого – начало полноценной работы в сентябре.

Структура комплекса. Если мы хотим охватить работой сразу несколько поселений, это вполне возможно и даже, надеюсь, не в отдаленной перспективе. Познакомившись с ситуацией, я разработаю эффективную структуру образовательного процесса, заочно это сделать невозможно. В зависимости от конкретной ситуации, от обговоренных задач я всякий раз получал нужный оргпроект. Всё очень индивидуально, а общее видение я в краткой концепции изложил – например, отсутствие классно-урочной системы, замещение её на индивидуальные учебные планы, работу в микрогруппах переменного состава и образовательные сессии – по графику, в каждом поселении.

Если мы имеем, скажем, 5 поселений и в каждом по 5-7 детей, это вместе с родителями и ближайшими заинтересованными родственниками – порядка 80-100 человек, разбросанных территориально по 5 поселкам.

В любом случае каждый ученик работает по индивидуальному учебному плану («образовательному маршруту»). Этот индивидуальный план рождается, уточняется и изменяется на основании:
• регулярного тестирования реальных знаний;
• общей стратегии и нашей концепции образования;
• учебного плана, принятого нами совместно на ближайшую перспективу (месяц, год);
• реальных возможностей найти нужных специалистов.

Что это означает практически?
1. Мы выстраиваем полную альтернативу государственной системе образования.

2. Мы составляем свою образовательную систему, со своим управлением, своим содержанием, своими тестами, своими учебными планами, учебными предметами.

3. Основу содержания образования составляет овладение мышлением. Все предметы трансформируются в свете этой задачи. Мы не изучаем историю ради запоминания исторических дат, мы формируем историческое мышление (а вот на его основе можно критически осваивать тексты историков и авторов учебников). Мы не читаем литературу ради изучения текстов Белинского – мы развиваем способности к литературному творчеству, проще говоря – творим сами (и, конечно же, смотрим как это получилось у Пушкина, Тургенева, Тютчева, Шукшина).

4. Мы включаем в содержание программ то, что сами считаем нужным. Мы изучаем биологию, общаясь с растениями. Мы изучаем ту историю, которую считаем правдивой. Мы изучаем русский язык так, как считаем правильным. Мы учим детей читать не по алфавиту, а по Русской Азбуке: Аз Буки Ведаю! Ведая, Глаголю Добро! Добро Есть Жизнь!

5. Мы встраиваем в содержание подготовки обычные (но трансформированные – см. концепцию) учебные предметы, структурированные особым образом – как перечень тем, предназначенных для последовательного освоения. Технологию работы с этой «машиной подготовок» я до сентября оформлю. Время освоения государственного стандарта сокращается приблизительно вдвое. Перед учеником – открытая перспектива, доступность «экстерна».

6. Высвободившееся время мы отводим на новые предметы, на Созидательный труд, на чтение, на театр, на поездки в другие поселения, на образовательные лагеря – т.е. на реальную жизнь.

7. Мы создаем сетевую образовательную структуру, которая выступит реальной альтернативой (значит – источником развития) государственной системе образования:

• Микрошколы в поселениях;
• Тематические сессии;
• Образовательные лагеря;
• Тематические погружения (разработано Щетининым)

8. В результате обучения, приблизительно в 15-16 лет учащийся не только готов сдать экзамен за основную школу и получать высшее образование, но и отличается от выпускника гос.школы:
• здоровьем;
• мышлением;
• жизненной позицией;
• опытом работы;
• знанием ряда предметов, которые он выбрал в свой учебный план.

Анатолий Стражев http://anstor.livejournal.com/
Телефон: 8-911-253-15-26
Anstor@ya.ru

Поиск по сайту

Яndex